Налоговый кодекс РФ

Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ09-1168 от 30.09.2009 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ09-1168

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва 30 с е н т я б р я 2 0 0 9 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Н.С.Романенкова

Российской Федерации

при секретаре В.О. Александрове

с участием прокурора Л.Ф. Масаловой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Пролетарский завод» о признании недействующими пунктов 1 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды начисленным пеням и штрафам»,

установил:

пунктом 1 Постановления «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее Постановление) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам в случае:

*

2

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в

соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» - в

части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества

должника;

в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем

налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере,

превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае

перехода наследства к государству.

Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что порядок принятия решения

о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности

определяется Министерством финансов Российской Федерации, а в случае,

предусмотренном в абзаце третьем пункта 3 данного Постановления, -

государственными социальными внебюджетными фондами.

ОАО «Пролетарский завод» обратилось в Верховный Суд Российской

Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 5

названного Постановления. Как указывает заявитель, оспариваемые положения

нормативного правового акта не позволяют признать недоимку и

задолженность по пеням и штрафам безнадежной к взысканию и списания в

иных случаях: истечение срока исковой давности, наличие преюдициального

судебного акта, а также нарушают права организации-налогоплательщика,

которая при наличии числящейся задолженности по налогам не может

получить кредит, участвовать в тендерах. Правительство Российской

Федерации при издании оспариваемого нормативного правового акта вышло за

пределы полномочий делегированных ему Налоговым кодексом Российской

Федерации и установило не порядок списания, а основания признания

безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

В суде представители ОАО «Пролетарский завод» Крайняя Ю.В.,

Проценко М.И. поддержали заявленные требования и пояснили, что

изложенные в пункте 1 оспариваемого Постановления основания признания

безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и

штрафам значительно уже тех оснований, которые указаны в Налоговом

кодексе Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои

интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов

Российской Федерации (поручение от 10 сентября 2009 г. № СС-П13-5186).

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Мардиев Г.С,

Нечаев М.В., Петлина Н.Б. возражали против удовлетворения заявленных

требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного

правового акта соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации,

изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не

нарушают права налогоплательщиков.

Выслушав объяснения представителей ОАО «Пролетарский завод»

Крайней Ю.В., Проценко М.И., Правительства РФ Мардиева Г.С., Нечаева

У

3

М.В., Петлиной Н.Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение

прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что

заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд

Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных

требований.

В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации

(НК РФ) недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками,

плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание

которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального

или юридического характера, признается безнадежной и списывается в

порядке, установленном:

Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и

сборам;

исполнительными органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, местными администрациями - по региональным и местным

налогам.

Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности

по пеням и штрафам.

Во исполнение требований статьи 59 НК РФ Правительство Российской

Федерации приняло Постановление от 12 февраля 2001 № 100, которым

установлен порядок признания безнадежными к взысканию и списания

недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и

сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные

социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам (действует

в редакции постановлений Правительства Российской федерации от 15 августа

2002 г. № 602, от 25 ноября 2004 г. № 678, от 4 ноября 2006 г. № 652).

Нормативный правовой акт опубликован в «Российской газете» № 41,

24.02.2001, «Собрании законодательства Российской Федерации» № 8,

19.02.2001.

Доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации,

принявшее указанное Постановление, вышло за пределы полномочий,

делегированных ему статьей 59 НК РФ, и определило не порядок списания, а

основания признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности

по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, причем для

организаций установило единственное основание - ликвидацию организации в

соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,

являются несостоятельными.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками обязанности

платить законно установленные налоги и сборы и восполнения потерь,

понесенных казной в случае ненадлежащего исполнения налогоплательщиком

налоговой обязанности, федеральный законодатель установил систему налогов,

взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также

предусмотрел меры государственного принуждения, направленные на

понуждение налогоплательщика к полной и своевременной уплате

/

4

причитающихся государству сумм налога, назвал условия, в которых взыскание

недоимки и задолженности по пеням и штрафам, объективно невозможно.

Так, Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет, что недоимка,

числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и

налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются

безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в

силу причин экономического, социального или юридического характера (абзац

первый пункта 1 и пункт 2 статьи 59). Объективные обстоятельства

экономического, социального и юридического характера, наличие которых не

позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку, названные

федеральным законодателем, не могут рассматриваться как основания

признания числящейся за налогоплательщиком безнадежной недоимки и

задолженности по пеням и штрафам. Поскольку Налоговый кодекс Российской

Федерации не устанавливает перечень оснований признания недоимки и

задолженности по пеням и штрафам безнадежными, то доводы заявителя о том,

что Правительство Российской Федерации в нарушение требований

действующего законодательства о налогах и сборах сузило эти основания, не

состоятельны.

В пункте 1 Постановления определены случаи признания безнадежными к

взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по

федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам

в государственные социальные внебюджетные фонды в отношении

ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации

организаций; признанных банкротами индивидуальных предпринимателей и

умерших (объявленных судом умершими) физических лиц.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает исполнение

обязанности по уплате налога налогоплательщик самостоятельно, если иное не

предусмотрено законодательством о налогах и сборах (статья 45).

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или

сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований,

установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах

и сборах. Таковыми согласно данной норме закона являются: смерть

физического лица-налогоплательщика или признание его умершим; ликвидация

организации-налогоплательщика. Таким образом, приведенные в пункте 1

Постановления случаи признания безнадежными к взысканию и списания

недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и

сборам соответствуют требованиям статьи 44 НК РФ.

Доводы заявителя о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте

отсутствуют такие обстоятельства как истечение срока исковой давности,

наличие преюдициального судебного акта в качестве причин юридического

характера, обуславливающие признание недоимки и задолженности по пеням и

штрафам по федеральным налогам и сборам безнадежными, не основаны на

законе. Законодательство о налогах и сборах не связывает прекращение

обязанности по уплате соответствующего налога или сбора с приведенными

обстоятельствами.

ф

5

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона «О

Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации

руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов

исполнительной власти и контролирует их деятельность. Осуществляя свои

полномочия по установлению порядка списания признанных безнадежными к

взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным

налогам и сборам, Правительство Российской Федерации в пункте 5

Постановления поручило Министерству финансов Российской Федерации,

определить порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию

и списания недоимки и задолженности. Данный пункт Постановления носит

распорядительный характер и не нарушает прав и законных интересов

заявителя.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта

соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах, изданы в

пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают

права и законные интересы налогоплательщиков, заявление ОАО

«Пролетарский завод» не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253

ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление открытого акционерного общества «Пролетарский завод» о

признании недействующими пунктов 1 и 5 постановления Правительства

Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100 «О порядке признания

безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и

штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по

страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды,

начисленным пеням и штрафам» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного

Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения

в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С. Романенков

I

1

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 44 НК РФ