ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №ГКПИ09-1168
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва 30 с е н т я б р я 2 0 0 9 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Н.С.Романенкова
Российской Федерации
при секретаре В.О. Александрове
с участием прокурора Л.Ф. Масаловой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Пролетарский завод» о признании недействующими пунктов 1 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды начисленным пеням и штрафам»,
установил:
пунктом 1 Постановления «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее Постановление) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам в случае:
*
2
а) ликвидации организации в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в
соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» - в
части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества
должника;
в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем
налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере,
превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае
перехода наследства к государству.
Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что порядок принятия решения
о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности
определяется Министерством финансов Российской Федерации, а в случае,
предусмотренном в абзаце третьем пункта 3 данного Постановления, -
государственными социальными внебюджетными фондами.
ОАО «Пролетарский завод» обратилось в Верховный Суд Российской
Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 5
названного Постановления. Как указывает заявитель, оспариваемые положения
нормативного правового акта не позволяют признать недоимку и
задолженность по пеням и штрафам безнадежной к взысканию и списания в
иных случаях: истечение срока исковой давности, наличие преюдициального
судебного акта, а также нарушают права организации-налогоплательщика,
которая при наличии числящейся задолженности по налогам не может
получить кредит, участвовать в тендерах. Правительство Российской
Федерации при издании оспариваемого нормативного правового акта вышло за
пределы полномочий делегированных ему Налоговым кодексом Российской
Федерации и установило не порядок списания, а основания признания
безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В суде представители ОАО «Пролетарский завод» Крайняя Ю.В.,
Проценко М.И. поддержали заявленные требования и пояснили, что
изложенные в пункте 1 оспариваемого Постановления основания признания
безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и
штрафам значительно уже тех оснований, которые указаны в Налоговом
кодексе Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои
интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов
Российской Федерации (поручение от 10 сентября 2009 г. № СС-П13-5186).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Мардиев Г.С,
Нечаев М.В., Петлина Н.Б. возражали против удовлетворения заявленных
требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного
правового акта соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации,
изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не
нарушают права налогоплательщиков.
Выслушав объяснения представителей ОАО «Пролетарский завод»
Крайней Ю.В., Проценко М.И., Правительства РФ Мардиева Г.С., Нечаева
У
3
М.В., Петлиной Н.Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что
заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд
Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных
требований.
В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации
(НК РФ) недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками,
плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание
которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального
или юридического характера, признается безнадежной и списывается в
порядке, установленном:
Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и
сборам;
исполнительными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, местными администрациями - по региональным и местным
налогам.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности
по пеням и штрафам.
Во исполнение требований статьи 59 НК РФ Правительство Российской
Федерации приняло Постановление от 12 февраля 2001 № 100, которым
установлен порядок признания безнадежными к взысканию и списания
недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и
сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам (действует
в редакции постановлений Правительства Российской федерации от 15 августа
2002 г. № 602, от 25 ноября 2004 г. № 678, от 4 ноября 2006 г. № 652).
Нормативный правовой акт опубликован в «Российской газете» № 41,
24.02.2001, «Собрании законодательства Российской Федерации» № 8,
19.02.2001.
Доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации,
принявшее указанное Постановление, вышло за пределы полномочий,
делегированных ему статьей 59 НК РФ, и определило не порядок списания, а
основания признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности
по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, причем для
организаций установило единственное основание - ликвидацию организации в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,
являются несостоятельными.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками обязанности
платить законно установленные налоги и сборы и восполнения потерь,
понесенных казной в случае ненадлежащего исполнения налогоплательщиком
налоговой обязанности, федеральный законодатель установил систему налогов,
взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также
предусмотрел меры государственного принуждения, направленные на
понуждение налогоплательщика к полной и своевременной уплате
/
4
причитающихся государству сумм налога, назвал условия, в которых взыскание
недоимки и задолженности по пеням и штрафам, объективно невозможно.
Так, Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет, что недоимка,
числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и
налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются
безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в
силу причин экономического, социального или юридического характера (абзац
первый пункта 1 и пункт 2 статьи 59). Объективные обстоятельства
экономического, социального и юридического характера, наличие которых не
позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку, названные
федеральным законодателем, не могут рассматриваться как основания
признания числящейся за налогоплательщиком безнадежной недоимки и
задолженности по пеням и штрафам. Поскольку Налоговый кодекс Российской
Федерации не устанавливает перечень оснований признания недоимки и
задолженности по пеням и штрафам безнадежными, то доводы заявителя о том,
что Правительство Российской Федерации в нарушение требований
действующего законодательства о налогах и сборах сузило эти основания, не
состоятельны.
В пункте 1 Постановления определены случаи признания безнадежными к
взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по
федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам
в государственные социальные внебюджетные фонды в отношении
ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации
организаций; признанных банкротами индивидуальных предпринимателей и
умерших (объявленных судом умершими) физических лиц.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает исполнение
обязанности по уплате налога налогоплательщик самостоятельно, если иное не
предусмотрено законодательством о налогах и сборах (статья 45).
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или
сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований,
установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах
и сборах. Таковыми согласно данной норме закона являются: смерть
физического лица-налогоплательщика или признание его умершим; ликвидация
организации-налогоплательщика. Таким образом, приведенные в пункте 1
Постановления случаи признания безнадежными к взысканию и списания
недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и
сборам соответствуют требованиям статьи 44 НК РФ.
Доводы заявителя о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте
отсутствуют такие обстоятельства как истечение срока исковой давности,
наличие преюдициального судебного акта в качестве причин юридического
характера, обуславливающие признание недоимки и задолженности по пеням и
штрафам по федеральным налогам и сборам безнадежными, не основаны на
законе. Законодательство о налогах и сборах не связывает прекращение
обязанности по уплате соответствующего налога или сбора с приведенными
обстоятельствами.
ф
5
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона «О
Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации
руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти и контролирует их деятельность. Осуществляя свои
полномочия по установлению порядка списания признанных безнадежными к
взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным
налогам и сборам, Правительство Российской Федерации в пункте 5
Постановления поручило Министерству финансов Российской Федерации,
определить порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию
и списания недоимки и задолженности. Данный пункт Постановления носит
распорядительный характер и не нарушает прав и законных интересов
заявителя.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта
соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах, изданы в
пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают
права и законные интересы налогоплательщиков, заявление ОАО
«Пролетарский завод» не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253
ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление открытого акционерного общества «Пролетарский завод» о
признании недействующими пунктов 1 и 5 постановления Правительства
Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100 «О порядке признания
безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и
штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по
страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды,
начисленным пеням и штрафам» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного
Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения
в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С. Романенков
I
1
Комментарии ()