Налоговый кодекс РФ

Решение Верховного суда: Определение N 38-АПГ15-9 от 24.12.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №38-АПГ15-9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 24 декабря 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

Председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.

при секретаре Макаровой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛВК» об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18 ноября 2014 года № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» в части пункта 3523,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ЛВК» на решение Тульского областного суда от 21 сентября 2015 года которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «ЛВК» адвоката Есипова В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Тульской области Демидова А.В., представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области Мамаева В.А., представителя администрации г. Тулы Антоновой ЕВ., не согласившихся с доводами апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что доводы апелляционной жалобы обоснованны, решение суда подлежит отмене в части заявленных требований, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью «ЛВК» (далее - ООО «ЛВК», Общество) обратилось в Тульский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 3523 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее Перечень), утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18 ноября 2014 года № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год».

В обоснование заявленных требований Общество указало, что включенное в названный пункт Перечня помещение является модульным складом, не обладает признаками административно-делового или торгового центра, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Решением Тульского областного суда от 21 сентября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО «ЛВК» просит отменить судебный акт полагая, что он принят с нарушением норм материального права. Заявитель считает, что здание модульного склада не используется в целях коммерческого назначения, не является торговым объектом применительно к

2 положениям статьи 378 НК РФ. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предполагает размещения торговых центров (комплексов).

На апелляционную жалобу правительством Тульской области министерством имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство, Минимущество) и прокуратурой Тульской области представлены возражения, согласно которым решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

На территории Тульской области Законом Тульской области от 29 мая 2014 г. №2121-ЗТО «О внесении изменений в Закон Тульской области «О налоге на имущество организаций» и Закон Тульской области «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области» (далее - Закон Тульской области от 29 мая 2014 г. № 2121 -ЗТО) с 1 января 2015 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 3782 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Министерством 18 ноября 2014 г. издано распоряжение № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» (далее - распоряжение Минимущества Тульской области № 1904).

Распоряжение Минимущества Тульской области № 1904 опубликовано 28 ноября 2014 г. в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной информации», размещенное в сети «Интернет», вступившее в силу с момента его подписания.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжение Минимущества Тульской области № 1904, утвердившее перечень таких объектов на 2015 год, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.

В пункт 3523 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 71:14:010801:450, общей площадью 2905,5 кв.м., расположенное по адресу: Тульская область Ленинский р-он, городское поселение, раб. пос. Ленинский, пос. Барсуки, ул Некрасова, д.ЗЗ, участок 2, принадлежащее на праве собственности ООО «ЛВК».

Статья 1.1 Закона Тульской области от 29 мая 2014 г. №2121-ЗТО устанавливает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Данные положения согласуются с положениями статьи 3782 НК РФ, в которой даны понятия административно-делового центра, торгового центра и фактического использования помещений для целей указанной статьи.

Постановлением правительства Тульской области от 5 ноября 2014 г. № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которым определена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ (далее - Порядок).

Вид фактического использования объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании сведений, представленных органами местного самоуправления Тульской области (пункт 2, 4 Порядка).

Администрация муниципального образования г. Тула письмом от 14 мая 2014 г. и управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области письмом от 27 июня 2014 г. сообщили, что спорное здание является отдельно стоящим модульным складом (парфюмерно-косметические товары, хозтовары).

Указанная информация послужила основанием для включения Министерством объекта недвижимости с кадастровым номером 71:14:010801:450 в пункт 3523 Перечня.

Судебная коллегия полагает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что данная информация свидетельствует о правильном включении спорного объекта в Перечень, и оно является торговым центром в целях применения статьи 1.1 Закона Тульской области от 29 мая 2014 г. № 2121-ЗТО и статьи 378.2 НК РФ, исходя из следующего.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или бытового обслуживания.

В данном случае спорное здание находиться на земельном участке с кадастровым номером 71:14:010801:550 общей площадью 4789 кв.м принадлежащим ООО «ЛВК» на праве собственности, категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ установлено, что торговым центром признается здание (строение, сооружение), предназначенное для использования или фактически используется в целях размещения, в том числе, торговых объектов.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов.

Из буквального толкования указанных положений следует, что для правильного их применения необходимо определить, что является «торговым объектом».

Данное понятие раскрыто в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Из данного понятия следует вывод, что не все объекты недвижимости используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов. И для того чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна согласно статье 2 Закона о торговой деятельности включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан торговым объектом в целях применения статьи 278.2 НК РФ.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорное здание модульного склада оборудовано помещением, необходимым для признания его торговым объектом. Напротив, допрошенные в суде первой инстанции свидетели П и Г подтвердили фактическое отсутствие в спорном модульном складе названного помещения.

При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений статьи 383 НК РФ, налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае, включение спорного здания в Перечень произведено в целях налогообложения на 2015 год. На момент подачи заявления в суд и рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок уплаты налога не наступил.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2015 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении заявления и признании недействующим пункта 3523 Перечня с момента принятия распоряжения Минимущества Тульской области № 1904.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Тульского областного суда от 21 сентября 2015 года отменить.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛВК удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18 ноября 2014 года № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» в части включения в пункт 3523 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером 71:14:010801:450, общей площадью 2 905,5 кв.м., расположенного по адресу: Тульская область Ленинский район, городское поселение раб.пос. Ленинский, пос. Барсуки ул. Некрасова, д.ЗЗ Председательствующий

Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 383 НК РФ